Заявление для СМИ бывшего генерального директора страховой компании «РЕСПЕКТ» А.П. Артамонова в связи с рассмотрением в Государственной Думе законопроекта № 681488-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Вызывают законное удивление заявления руководства Департамента страхового рынка Банка России, озвученные в ходе обсуждения поправок в закон о дольщиках в части передачи портфелей страховщиков в ППК «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» в Государственной Думе. Складывается такое ощущение, что представители регулятора не до конца информированы о реалиях рынка страхования ГОЗ и не осознают все те риски для страхового рынка и для рядовых участников долевого строительства, которые несут представленные поправки.
Обо всем по порядку. Напомню, какие заявления были сделаны представителями Банка России на совещании в Думе.
Во-первых, заявление о том, что страховщики собрали свыше 57 млрд рублей, а выплатили дольщикам обанкротившихся застройщиков всего 2 млрд. рублей.
Это утверждение вызывает, как минимум, улыбку. Хотя бы потому, что большую часть страховщиков, собравших данные средства, Банк России вывел с рынка еще в 2015-2016 гг., тем самым оставив на рынке компании, которые могли добросовестно выполнять свои обязанности. Таким образом, на вопрос где находится значительная часть из указанных 57 млрд. рублей ответ должен дать сам Банк России и его временные администрации.
Кроме того, хотелось бы отметить, что значительная часть приведенной в аргументации представителя Банка России выплаченной суммы была выплачена по страховым случаям застройщиков, застрахованных СК «РЕСПЕКТ». Благодаря уникальной системе экспертизы застройщиков портфель проблемных объектов даже на сегодняшний день не превышает 6-7 млрд. рублей. Эти средства есть в резервах организации, хотя что станет с ними после работы временной администрации совершенно непонятно. Очевидно, что до Фонда и дольщиков они не дойдут.
Для сравнения портфель обанкротившихся застройщиков у другого крупного игрока рынка, компании «Проминстрах», уже сегодня (по данным из открытых источников) превышает 100 млрд. рублей. Случаев выплат, аналогичным СК «РЕСПЕКТ», у данной компании нам неизвестно. Хотелось бы верить, что они так же под бдительным контролем Банка России сформировали свои резервы.
Во-вторых, руководство Департамента страхового рынка уверено, что у страховщиков осталась значительная часть собранных премий и что сумма РВД в 1% по незавершенным договорам страхования является «сбалансированной».
В связи с этим напомню, что Банк России своим указанием от 28.07.2015 № 3743-У поставил страховщиков в условия, требующих перестрахования значительной части рисков.
В соответствии с нормативом Банка России для обеспечения финансовой устойчивости страховщик гражданской ответственности застройщика обязан либо передать значительную часть риска в перестрахование, либо сформировать собственные средства в размере, составляющем 70% от лимита ответственности по каждому крупному застройщику. Так, например, по застройщику с лимитом ответственности в 10 млрд рублей (15-20 жилых домов) страховщик должен сформировать собственные средства в размере не менее 7 млрд рублей.
Данный норматив делает фактически невозможной работу страховщика без перестрахования. В связи с этим страховщики были вынуждены расходовать значительные средства (до 40% полученной премии) на перестрахование.
Более того, Банк России в 2018 году указал страховщикам на необходимость формирования резерва убытков не в размере фактически предъявленного выгодоприобретателем убытка, а в размере убытков по пулу договоров страхования ГОЗ в рамках страхователя (застройщика), в деятельности которого усматриваются признаки страхового события. Это кратно увеличило величины резервов убытков, что, в свою очередь, послужило основанием для пересмотра перестраховщиками условий предоставления перестраховочной защиты, выразившихся в увеличении итоговой стоимости ее предоставления перестрахователям, отказах от тантьем и иных негативных факторах для страховщиков.
Напомню также, что наши перестраховщики трижды приезжали в Банк России и в ходе встреч информировали регулятор о тех рисках, в которые ставит Банк страховщиков и перестраховщиков.
Таким образом, в рамках рассматривающего законопроекта, установление доли расходов на ведение дел по действующим договорам ГОЗ на уровне 1% и передаче иных активов в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства представляется крайне необоснованным. Одно очевидно, что в результате, ни один из страховщиков, занимавшихся преимущественно страхованием ГОЗ, не сможет исполнить данный закон. Фактически Банк России подталкивает законодателей к рождению очередного «закона-пустышки».
В свете всего изложенного, хотел бы обратить внимание законодателей, что данный закон, по сути своей, принимался только ради средств, которые мог бы передать СК «РЕСПЕКТ» в Фонд защиты прав дольщиков и, по иронии судьбы, именно самая крупная компания-лидер отрасли под этот закон и не попала.
Считаю целесообразным ко второму чтению по законопроекту рассмотреть возможность включить в него следующие положения:
1. Передать в Фонд защиты прав дольщиков ответственности по всем объектам, ранее застрахованным страховщиками ГОЗ, в т.ч. и по тем, по которым наступил страховой случай. Передаче подлежат также резервы организаций, т.к. они составляют значительную часть средств страховщиков. Полученные средства могут пойти как на выплаты, так и на достройку объектов со стороны Фонда.
2. Распространить действие закона также на страховые компании, недавно покинувшие рынок страхования ГОЗ.
3. Учесть в законопроекте расходы страховщиков на перестрахование для формирования реальной картины объема средств, подлежащих передаче в Фонд.